Вопрос, вынесенный в заголовок весьма, и весьма спорный. Немало копий сломано в защиту, как необходимости создания Россией собственных полноценных авианосцев, так в утверждениях в полной их ненадобности. А сейчас и вообще, возникла тема о целесообразности содержания единственного тяжелого российского авианесущего крейсера ТАВКР «Адмирал Кузнецов»!

  Авианосец, любой, никогда не действует в одиночку. Для нормального боевого функционирования такого крупного и слабозащищенного корабля, нужно целое оперативное соединение кораблей разного класса. Как правило, в авианосную ударную группировку входит оперативное соединение кораблей ПВО, соединение противолодочной обороны, и противокорабельной обороны. Кроме этого в АУГ входят всевозможные вспомогательные корабли. Здесь и транспорта обеспечения, и заправщики. В общем, обеспечение простого выхода АУГ на оперативный простор, для решения каких либо задач, весьма и весьма дорогостоящее удовольствие.

  При смене политического руководства в стране, как правило, меняется и военно-политическая доктрина. Меняется взгляд на приоритеты в развитии той или иной составляющей вооруженных сил. Зачастую это происходит в ущерб, остальным родам войск. Из нашей недавней истории мы хорошо помним к чему такие «приоритеты» могут привести.

  Все знают любовь Сталина к авиации. И пренебрежение к ней Хрущева, считавшего, что ракетная техника решит все проблемы. Мало, кому известны факты из более близкого времени. Когда была сделана ставка на самолеты СВВП Як-38, которые должны были решить весь спектр задач присущих морской авиации. Из чего следовало что «нормальные, полнометражные» авианосцы нам не нужны. Здесь сказалось и слабое знание руководства страны военной техники. Сказались закулисные интриги и игры могущественных КБ, тянущих «одеяло» заказов Министерства обороны  на себя. В советские времена все, что касалось ВПК, обеспечивалось огромными финансовыми вливаниями.  Так почему же, все-таки оказалось, так что Россия, могущественная страна, вошла в 21 век без собственных авианосцев?

Читайте также  Лыжное шасси для самолётов. Бесценные перспективы для всего мира.

 

«Авианосец-это перо политики» 

 

  Эта фраза, которая приписывается Биллу Клинтону, очень хорошо отражает сущность внешней политики США. Быть одновременно во всех частях света, активно вмешиваясь в политику разных регионов, называемых «зоной интересов Соединенных Штатов». И американские флота, курсируя по Мировому океану, активно внедряют и поддерживают идеи «свободы и демократии по-американски»

  АУГ — авианосная ударная группа. Основная составляющая американских ВМС. На данный момент 11 АУГ стоят на боевом дежурстве в разных частях света. Идея подобных групп возникла еще в начальный период Второй мировой войны.

  СССР, имея огромную протяженность сухопутных границ, нуждалась в первую очередь в их защите. И все 4 флота СССР были, в основном, подчинены задаче защиты наших границ. И авианосцы попросту не требовались. Со своих береговых аэродромов всегда можно было поднять нужное количество самолетов.

  Однако уже перед самой войной в программе строительства современного океанского флота предусматривалась закладка двух авианосцев, для ТОФ и СФ. И даже нашлись возможности в 43 году начать проектирование в Ленинградском ЦКБ-17.

  Но… . Только благодаря заслуге главкома ВМФ Н. Кузнецова, строительство авианосцев включили в план двух пятилеток, осенью 1946 г. Спустя почти 10 лет (!) начали проектировать. А в 1960 году пришли к выводу, что корабельная авиация неперспективна, и все работы были свернуты. И в результате флот к 69 году получил два вертолетоносца «Ленинград» и «Москва». Которые, в свою очередь,  в 92 году, успешно переплавились в индийских металлургических печах.

  Ключевое устройство на современном авианосце – паровое катапультное устройство. Все американские авианосцы имеют плоскую палубу и по 4 паровых катапульты.

  Д. Устинов, отвечавший в конце 60х г. за оборонную промышленность, полагал, что она, эта самая «оборонка» не сможет изготовить столь высокотехнологичные изделия, как паровая катапульта.

Читайте также  Космический туризм. История и перспективы.

  А благодаря КБ Яковлева, которое показало чудо-Як-36 вертикального взлета и посадки (прототип Як-38), руководство страны заразилось идеей создания авианесущих крейсеров. И в самом конце 60х годов появился проект 1143 «Кречет», авианесущий крейсер водоизмещением 40 тыс.т. Печальна участь трех первых крейсеров этого проекта. «Киев», «Минск» и «Новороссийск», после 15 лет службы продали Китаю и Южной Корее.

  Позднее появилось российское «ноу-хау». Авианесущие крейсера со стартовым трамплином. Появился второй тип авианосца в мировой классификации.

  ТАВКР «Адмирал Кузнецов»- единственное, что у нас осталось от могущества Советского Союза. Второй ТАВКР, «Варяг» построенный на 80% на стапелях Николаева (Украина), в 2000 году был куплен Китаем для создания «парка развлечений». Позднее он был достроен и дооборудован на китайских верфях из наших же, отечественных деталей. Сейчас он находится в составе китайских ВМФ, и называется не «Варяг», а «Ляонин».

Был еще один проект, выводивший нас на мировой технический уровень американских судостроителей. Проект 11437 «Орел». Тяжелый атомный авианосец «Ульяновск». Водоизмещение 75 тыс.т. Способен нести до 70 самолетов типа Су-27К, Су-25, Як-141, Миг-29К. Две катапульты и трамплин и аэрофинишеры. К концу 91 года было изготовлена одна треть корпуса. Был разрезан на стапеле, и вместе с металлом для второго корпуса этого проекта, пошел на переплавку.

  Ценой огромных усилий и затрат, ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов», «Осколок Империи», был отремонтирован до более или менее «плавучего» состояния, и выведен в Северную Атлантику. Его собрат «Адмирал Горшков», сейчас называется «Викрамадитья», и входит в состав ВМФ Индии.   

  МиГ-29К так и не пошел в серийное производство. Летчиков палубной авиации, на сегодня меньше чем космонавтов. Учебный комплекс НИТКА, для тренировки летчиков, только сейчас вернулся к нам вместе с Крымом.

Читайте также  Последний гамбит: турецкая ложь о Су-24.

  Два единственных места в стране, где возможны закладка авианосцев, это ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге, и «Северный машиностроительный завод» в Северодвинске (там сейчас и модернизируется «Викрамадитья»). Стапеля этих заводов позволяют закладывать суда водоизмещением до 55 тыс.т.

  Ударные авианосцы США способны нести полноценную авиационную ударную группировку, которая имеет истребители, штурмовики, самолеты РЭБ и ДРЛО, разведчики. Поисково-спасательную и транспортную вертолетную группу, в которую входит и подразделение борьбы в АПЛ. Паровые катапульты способны «выстреливать» и самолеты с низкой тяговооруженностью.

  Для защиты наших морских границ, для защиты зоны наших интересов, прибрежного шлейфа, а это 200 миль, или 370 км., требуются мобильные морские группы, включающие в себя и авианосцы, и корабли охранения, и подводные лодки, и суда обеспечения. Самолеты, работающие с береговых аэродромов, могут прикрывать морские соединения лишь на 200-250км. максимум. Корабли, подводные лодки, находящиеся за пределами этой дистанции, фактически остаются без авиационного прикрытия.

 Не имеющий авианосцев флот, становится прибрежным флотом, находясь под прикрытием береговой авиации.

                      

Авианосцы, входящие в состав стран мира:

 

1. Ударные авианосцы, так же их называют стратегическими (водоизмещением 50-100 тыс.т.)

  • 10шт. все с ядерной силовой установкой-ВМФ США.

 

2. Многоцелевые (средние, водоизм. 30-50 тыс.т.)

  • «Шарль де Голь» Франция.

  • «Ляонин» Китай.

  • «Адмирал Кузнецов» Россия.

  • «Сан-Паулу» Бразилия.

  • «Вакрамадитья» Индия.

3. Легкие авианосцы с  водоизмещением 10-25 тыс.т. имеющие на борту только самолеты СВВП имеют: Англия, Испания, Индия, Италия, Таиланд.

 

Валерий Смирнов специально для Avia.pro