Вопрос, вынесенный в заголовок весьма, и весьма спорный. Немало копий сломано в защиту, как необходимости создания Россией собственных полноценных авианосцев, так в утверждениях в полной их ненадобности. А сейчас и вообще, возникла тема о целесообразности содержания единственного тяжелого российского авианесущего крейсера ТАВКР «Адмирал Кузнецов»!

  Авианосец, любой, никогда не действует в одиночку. Для нормального боевого функционирования такого крупного и слабозащищенного корабля, нужно целое оперативное соединение кораблей разного класса. Как правило, в авианосную ударную группировку входит оперативное соединение кораблей ПВО, соединение противолодочной обороны, и противокорабельной обороны. Кроме этого в АУГ входят всевозможные вспомогательные корабли. Здесь и транспорта обеспечения, и заправщики. В общем, обеспечение простого выхода АУГ на оперативный простор, для решения каких либо задач, весьма и весьма дорогостоящее удовольствие.

  При смене политического руководства в стране, как правило, меняется и военно-политическая доктрина. Меняется взгляд на приоритеты в развитии той или иной составляющей вооруженных сил. Зачастую это происходит в ущерб, остальным родам войск. Из нашей недавней истории мы хорошо помним к чему такие «приоритеты» могут привести.

  Все знают любовь Сталина к авиации. И пренебрежение к ней Хрущева, считавшего, что ракетная техника решит все проблемы. Мало, кому известны факты из более близкого времени. Когда была сделана ставка на самолеты СВВП Як-38, которые должны были решить весь спектр задач присущих морской авиации. Из чего следовало что «нормальные, полнометражные» авианосцы нам не нужны. Здесь сказалось и слабое знание руководства страны военной техники. Сказались закулисные интриги и игры могущественных КБ, тянущих «одеяло» заказов Министерства обороны  на себя. В советские времена все, что касалось ВПК, обеспечивалось огромными финансовыми вливаниями.  Так почему же, все-таки оказалось, так что Россия, могущественная страна, вошла в 21 век без собственных авианосцев?

Читайте также  Почему падают самолёты. Анализ последних авиакатастроф

 

«Авианосец-это перо политики» 

 

  Эта фраза, которая приписывается Биллу Клинтону, очень хорошо отражает сущность внешней политики США. Быть одновременно во всех частях света, активно вмешиваясь в политику разных регионов, называемых «зоной интересов Соединенных Штатов». И американские флота, курсируя по Мировому океану, активно внедряют и поддерживают идеи «свободы и демократии по-американски»

  АУГ — авианосная ударная группа. Основная составляющая американских ВМС. На данный момент 11 АУГ стоят на боевом дежурстве в разных частях света. Идея подобных групп возникла еще в начальный период Второй мировой войны.

  СССР, имея огромную протяженность сухопутных границ, нуждалась в первую очередь в их защите. И все 4 флота СССР были, в основном, подчинены задаче защиты наших границ. И авианосцы попросту не требовались. Со своих береговых аэродромов всегда можно было поднять нужное количество самолетов.

  Однако уже перед самой войной в программе строительства современного океанского флота предусматривалась закладка двух авианосцев, для ТОФ и СФ. И даже нашлись возможности в 43 году начать проектирование в Ленинградском ЦКБ-17.

  Но… . Только благодаря заслуге главкома ВМФ Н. Кузнецова, строительство авианосцев включили в план двух пятилеток, осенью 1946 г. Спустя почти 10 лет (!) начали проектировать. А в 1960 году пришли к выводу, что корабельная авиация неперспективна, и все работы были свернуты. И в результате флот к 69 году получил два вертолетоносца «Ленинград» и «Москва». Которые, в свою очередь,  в 92 году, успешно переплавились в индийских металлургических печах.

  Ключевое устройство на современном авианосце – паровое катапультное устройство. Все американские авианосцы имеют плоскую палубу и по 4 паровых катапульты.

  Д. Устинов, отвечавший в конце 60х г. за оборонную промышленность, полагал, что она, эта самая «оборонка» не сможет изготовить столь высокотехнологичные изделия, как паровая катапульта.

Читайте также  Возраст самолетов. Возраст самолетов авиакомпаний. Для чего нужен?

  А благодаря КБ Яковлева, которое показало чудо-Як-36 вертикального взлета и посадки (прототип Як-38), руководство страны заразилось идеей создания авианесущих крейсеров. И в самом конце 60х годов появился проект 1143 «Кречет», авианесущий крейсер водоизмещением 40 тыс.т. Печальна участь трех первых крейсеров этого проекта. «Киев», «Минск» и «Новороссийск», после 15 лет службы продали Китаю и Южной Корее.

  Позднее появилось российское «ноу-хау». Авианесущие крейсера со стартовым трамплином. Появился второй тип авианосца в мировой классификации.

  ТАВКР «Адмирал Кузнецов»- единственное, что у нас осталось от могущества Советского Союза. Второй ТАВКР, «Варяг» построенный на 80% на стапелях Николаева (Украина), в 2000 году был куплен Китаем для создания «парка развлечений». Позднее он был достроен и дооборудован на китайских верфях из наших же, отечественных деталей. Сейчас он находится в составе китайских ВМФ, и называется не «Варяг», а «Ляонин».

Был еще один проект, выводивший нас на мировой технический уровень американских судостроителей. Проект 11437 «Орел». Тяжелый атомный авианосец «Ульяновск». Водоизмещение 75 тыс.т. Способен нести до 70 самолетов типа Су-27К, Су-25, Як-141, Миг-29К. Две катапульты и трамплин и аэрофинишеры. К концу 91 года было изготовлена одна треть корпуса. Был разрезан на стапеле, и вместе с металлом для второго корпуса этого проекта, пошел на переплавку.

  Ценой огромных усилий и затрат, ТАВКР «Адмирал флота Советского Союза Николай Кузнецов», «Осколок Империи», был отремонтирован до более или менее «плавучего» состояния, и выведен в Северную Атлантику. Его собрат «Адмирал Горшков», сейчас называется «Викрамадитья», и входит в состав ВМФ Индии.   

  МиГ-29К так и не пошел в серийное производство. Летчиков палубной авиации, на сегодня меньше чем космонавтов. Учебный комплекс НИТКА, для тренировки летчиков, только сейчас вернулся к нам вместе с Крымом.

Читайте также  «ВИМ-Авиа»: от негатива к позитиву.

  Два единственных места в стране, где возможны закладка авианосцев, это ОАО «Балтийский завод» в Санкт-Петербурге, и «Северный машиностроительный завод» в Северодвинске (там сейчас и модернизируется «Викрамадитья»). Стапеля этих заводов позволяют закладывать суда водоизмещением до 55 тыс.т.

  Ударные авианосцы США способны нести полноценную авиационную ударную группировку, которая имеет истребители, штурмовики, самолеты РЭБ и ДРЛО, разведчики. Поисково-спасательную и транспортную вертолетную группу, в которую входит и подразделение борьбы в АПЛ. Паровые катапульты способны «выстреливать» и самолеты с низкой тяговооруженностью.

  Для защиты наших морских границ, для защиты зоны наших интересов, прибрежного шлейфа, а это 200 миль, или 370 км., требуются мобильные морские группы, включающие в себя и авианосцы, и корабли охранения, и подводные лодки, и суда обеспечения. Самолеты, работающие с береговых аэродромов, могут прикрывать морские соединения лишь на 200-250км. максимум. Корабли, подводные лодки, находящиеся за пределами этой дистанции, фактически остаются без авиационного прикрытия.

 Не имеющий авианосцев флот, становится прибрежным флотом, находясь под прикрытием береговой авиации.

                      

Авианосцы, входящие в состав стран мира:

 

1. Ударные авианосцы, так же их называют стратегическими (водоизмещением 50-100 тыс.т.)

  • 10шт. все с ядерной силовой установкой-ВМФ США.

 

2. Многоцелевые (средние, водоизм. 30-50 тыс.т.)

  • «Шарль де Голь» Франция.

  • «Ляонин» Китай.

  • «Адмирал Кузнецов» Россия.

  • «Сан-Паулу» Бразилия.

  • «Вакрамадитья» Индия.

3. Легкие авианосцы с  водоизмещением 10-25 тыс.т. имеющие на борту только самолеты СВВП имеют: Англия, Испания, Индия, Италия, Таиланд.

 

Валерий Смирнов специально для Avia.pro