Автожиры, это слово хорошо знакомо всем любителям авиации, а для людей не связанных с техникой, это слово, скорее всего, связано с чем-то архаичным, устаревшим.

 Первые работы над автожирами проводил испанский изобретатель Хуан де ла Сиерва. Его работы над этими винтокрылыми машинами, в 1919 г. вызвали большой интерес. В Советском Союзе, в 30-х годах активно разрабатывались автожиры известных конструкторов. Например, в 1929 году, конструкторами Камовым и Скржинским был создан КаСкр-1 «Красный инженер», показавший вполне приличные летные данные. Н.И.Камов стал более известным как создатель советских вертолетов марки «Ка».

КаСкр-1 «Красный инженер»

  Впоследствии, с развитием самолетной, а главное вертолетной техники интерес к автожирам упал, и все работы, практически были свернуты. Второе рождение автожиры или гирокоптеры получили в США, в 60 годах прошлого века. Американский инженер и изобретатель с русскими корнями Игорь Бенсон, стал усиленно пропагандировать полеты на гирокоптерах. Аппараты им изобретенные были  дешевы, и доступны самым широким массам населения. Управление ими было очень простое, а взлет с небольшого пятачка и посадка практически без пробега, сделали интересным простому обывателю этот вид транспорта. Его легкие автожиры продавались в виде конструктора из высылаемых по почте деталей, из которых любой практически человек мог собрать собственный аппарат. На волне популярности в Америке и Канаде были созданы уже двухместные легкие автожиры, которые получили официальный сертификат типа. До сих пор, некоторые из них можно увидеть летающими.

 Так что такое автожир или гирокоптер? Чисто технически, автожир занимает промежуточное положение между самолетом и вертолетом, или скорее гибрид одного и второго. «Автожир сочетает в себе все недостатки самолета и вертолета», но это, конечно же, старая авиационная шутка. Дело в том, что из всей летающей техники автожир самый безопасный вид. Аппарат представляет собой, собственно кабину пилота, одно- или двухместную, с двигателем, который приводит в действие тянущий или толкающий воздушный винт, для горизонтального передвижения.  А функцию самолетного крыла, для создания подъемной силы, выполняют свободновращающиеся лопасти ротора. Вращение лопастей происходит под действием набегающего потока. Вращаясь в режиме авторотации (свободного вращения), и установленные с положительным углом от 0-6 градусов, лопасти ротора создают достаточную тягу для поддержания аппарата в воздухе и всех необходимых эволюций. Автожир не подвержен штопору, этому страшному «зверю», которого опасаются авиаторы на самолетах. Дело в том что, со снижением поступательной скорости, автожир просто начинает плавное снижение. Даже в случае отказа маршевого двигателя, гирокоптер способен совершить безопасную посадку, довольствуясь маленьким пятачком поверхности.

Читайте также  В России разрабатывается ответ на американскую «концепцию глобального удара»

 Современные гирокоптеры пользуются популярностью за счет своих хороших летных характеристик, дешевизны, простоты конструкции и управления в воздухе, безопасностью, способностью летать при значительном ветре, когда другие легкие самолеты просто не смогут безопасно подняться в воздух. Благодаря взлету с подскока, или просто значительно укороченному взлету, и посадке с малым пробегом или даже по вертолетному, автожир становится интересным различным службам. Таким как служба лесоохраны, ГИБДД, пожарной инспекции, службам мониторинга ЛЭП и трубопроводов. Да и любителям полетов для души этот аппарат приносит много удовольствия с минимумом затрат. Большинство современных автожиров оснащено приводом на несущий ротор, который раскручивается до взлета и позволяет до минимума сократить разбег. В воздухе ротор отключается от трансмиссии и переходит в режим авторотации.

Егерь автожир

 Наряду с несомненными достоинствами, автожир обладает рядом недостатков. Основной из них — низкий КПД силовой установки. Для своего класса среди вертолетов и самолетов по весу, ему нужен более мощный двигатель, и соответственно более высокий расход топлива. Как и любая другая авиатехника, автожир имеет несколько опасных режимов полета, присущих только данному виду. Но, достаточно соблюдать инструкции по летной эксплуатации, чтобы избежать подобных режимов.

Ворон-01М автожир

Несколько известных западных фирм производят автожиры на промышленной основе. Они имеют комфортабельную кабину, как правило, закрытую, оснащены необходимым приборным оборудованием для безопасного полета. Они продаются в готовом виде, либо поставляются в виде так называемых КИТ наборов, для самостоятельной сборки. В России так же производятся несколько типов автожиров. Такие как «Егерь», «Ворон-01М», Ангарского отделения ФЛА России, Автожир «Казачок», который выпускают супруги Корнеевы из г. Сергиев Посад (на этот автожир даже существует очередь!). «Лаборатория авиации» из Йошкар-Олы выпускает гироплан для путешествий M22 Voyager, оснащенный комфортной кабиной и грузовым отсеком. Та же Авиационная группа предлагает другой легкий, открытый, двухместный автожир M14 Scout, любимчик российского рынка. Все автожиры «Лаборатории Авиации» отличаются высоким уровнем качества производства.

Читайте также  Русские пилоты на учебе в Англии

M14 Scout автожир

 Примерная стоимость автожиров российского производства составляет около 2-3 млн. руб. и зависит от комплектации оборудования.

 В последние годы гирокоптеры привлекают все больше внимания широкого круга любителей авиации. Их используют для туризма, патрулирования, выполнения сх работ, съемки видеороликов и фотосъемки. Благодаря минимальной поступательной скорости, гарантирует высокое качество фото и видеосъемки.  Простота управления автожиром, позволяет обучить полетам на нем в минимально короткие сроки, и с минимальными затратами. Несомненным плюсом является и минимально необходимое место для хранения. Со сложенными лопастями несущего ротора, автожир может легко разместиться в обычном гараже.

 Учитывая все это, можно сделать вывод, что у автожира прекрасные перспективы стать массовым средством передвижения.

 

Валерий Смирнов специально для Avia.pro