В пятницу, 31 октября, произошла катастрофа американского частного космического корабля Space Ship Two. Эта это известие обошло все новостные каналы мира. Одному из двух пилотов удалось катапультироваться.

 Что это за проект пассажирский космический корабльSpace Ship и корабль носитель White Knight?

 

 

  Впервые вопрос о коммерциализации космических полетов был поднят еще в 1967 году, американцами. Но идея не нашла поддержки в государстве. Космические полеты были еще очень опасны и дороги.

   Однако, в 1996 году известным,  неутомимым конструктором, изобретателем и пилотом Бертом Рутаном была создана частная конструкторская компания для создания космического, пассажирского корабля многоразового пользования. Коммерческое использование полетов в космос получило новый толчок. Понятие «космический туризм» обретает новый, более широкий смысл. Конечно, уже позднее были космические туристы. Их отправляли на станцию «Мир», российскими кораблями «Союз». Но, во-первых, это стоило миллионы долларов, а во-вторых, это были единичные случаи, и о туризме, в широком смысле, не могло быть и речи. Программы финансировались крупными компаниями, либо полет оплачивался частными лицами.

 Берт Рутан предполагал более массовые и более доступные полеты для всех желающих, а не только для миллиардеров. И после первых удачных полетов связки Space Ship Two – White Knight Two, стало понятно, что его планы вполне осуществимы.

 Сам полет происходит по такой программе: SS2 и WK2 взлетают по самолетному, со специального аэродрома. По достижении высоты около 15 км. происходит отделение от носителя, запускаются двигатели SS2 и он начинает набор высоты до 110 км. По определению это уже космос (свыше 100км). В полете космический корабль достигает скорости 4М (М — скорость звука. 4М скорость свыше 4000 км в час), и кратковременной перегрузки 6g.

Читайте также  Почему падают самолёты. Анализ последних авиакатастроф

 Уникальны  конструкции, как самого челнока, так и его самолета-носителя. Но так ли нова идея такой связки?

 В СССР, еще в середине-конце 30х годов производились испытания так называемого «Звена — Вахмистрова». На тяжелый самолет конструкции А.Н. Туполева ТБ-3 подвешивали от двух до пяти (8) самолетов-истребителей. Самолеты ставились на крыло, подвешивались под ними и на фюзеляже. Такая сцепка поднималась в воздух, доставлялась к месту боевой работы, где легкие истребители И-5, И-16 отцеплялись от авиаматки и выполняли самостоятельные задачи. После выполнения БЗ самолеты садились на подходящие аэродромы. Дальность действия истребителей в таком тандеме увеличивалась на 80%. Несколько подобных «Авиаматок» принимали участие в боевых действиях.

 Значительно позже, при испытаниях «Бурана» такая компоновка вновь стала востребованной. На тяжелом, специально подготовленном самолете Ан-225 Мрия, транспортировался челнок «Буран» и ракета-носитель «Энергия». Проводились испытания запуска в воздухе. Как видим, поговорка «Новое, это хорошо забытое старое», вполне подтвердилась.

 

 

Авиакатастрофа Space Ship Two, еще на неопределенное время отодвинула возможность частных, недорогих (относительно) космических полетов. Понадобятся еще месяцы для дополнительных испытаний и проверок. Но главное одно — направление и конструкция необычного самолета и космического челнока, выбраны правильно.

И, несмотря на еще одну катастрофу, произошедшую 29 октября с ракетой Antares и челнока Cygnus, недалеко то время, когда в космос можно будет слетать любому человеку.

Пожелаем компании Virgin Galactic, и создателям уникальной сцепки, удачи в их нелегком пути пионеров создания космического, массового туризма.

Валерий Смирнов специально для Avia.pro