Специальный летный отряд «Россия» представляет собой федеральное государственное авиапредприятие (учреждение), которое подчинено Управлению делами Президента РФ.

Данное предприятие обеспечивает транспортировку воздушными судами первых должностных лиц РФ, а также руководителей ФСБ.

История

До 1956 года первые должностные лица Советского Союза летали на военных самолетах, которыми управляли офицеры ВВС. Но 13 апреля 1956 года эта традиция была прервана: Министерство обороны СССР было полностью освобождено от перевозки должностных лиц.

Начальником управления гражданской авиации 5 мая 1956 года был издан приказ о создании в структуре «Аэрофлота» специального авиационного отряда, база которого была в аэропорту Внуково. Спустя некоторое врем отряд особого назначения АООН стал называться Отдельным авиационным отрядом № 235. Его командиром стал А.И. Колеватов.

 Во времена СССР специальный летный отряд должен был перевозить правительство СССР и руководство партии, а также общественных деятелей страны. В период с 1959 года по 2009 год в целях предоставления налета экипажу авиакомпания осуществляла чартерные и регулярные пассажирские коммерческие перевозки в России и за рубеж.

С распадом Советского Союза произошли серьезные изменения в воздушном мире. Авиационный отряд в 1990 году поменял название на «Отдельный авиационный отряд гражданской обороны», а еще спустя три года его переименовали в Государственную транспортную компанию «Россия».

Осенью 2006 года (октябрь) к ГТК «Россия» присоединилась авиационная компания «Пулково». Она стала проводить полеты под флагом ГТК «Россия», в результате чего ее название стало следующим «Федеральное государственное унитарное предприятие».

31 января 2009 г. указом правительства РФ отряд особого назначения вышел из состава ГТК «Россия». Было создано государственное учреждение под названием «Специальный летный отряд “Россия”». С 15 апреля по 1 июля 2000 г. менял аэропорт базирования на Шереметьево для некоторых типов самолетов по причине ремонта ВПП во Внуково.

Читайте также  Космический туризм. История и перспективы.

Флот

Первым воздушным авиалайнером в правительственном отряде был ИЛ-12.

В различное время в специальном летном отряде «Россия» эксплуатировались:

  • вертолеты: Ми-8МТВ, Ми-4, Ми-8, Ми-4С, Ми-8МТВ, AgustaWestland AW139;

  • самолеты: Ил-14, Ил-12, Ил-18, Ту-154, Ту-134, Ту-114, Ту-213, Ту-204, Ил-62, Як-40, Ан-124, Ил-96, Dassault Falcon 7X, Airbus A319.

 

Катастрофы и авиапроисшествия

За время существования специального летного отряда было только две авиакатастрофы. Они произошли в 1960-е годы, когда было освоение воздушных агрегатов Ил-18. В 1960 году под Киевом по причине отказа техники был разбит самолет, который выполнял рейс Каир − Москва. Среди жертв – 34 человека. В 1967 году в Подмосковье при взлете упал самолет, который выполнял рейс Домодедово − Внуково. Среди погибших – 8 членов экипажа.

В 1961 году во время полета в Гвинею Ил-18 был атакован истребителем ВВС Франции над Средиземным морем. Он сделал 3 захода на близкое расстояние от Ил-18 и два раза открывал стрельбу по самолету, в котором сидел Леонид Брежнев, с последующим пересечением курса. Опытным пилотам удалось избежать обстрела. Брежнев оценил мужество и мастерство командира экипажа Бориса Бугаева, и вскоре тот стал Главным маршалом авиации, Министром гражданской авиации и два раза Героем Социалистического труда.

Были и другие авиапроисшествия со специальным летным отрядом «Россия», но все их перечислять не будем.

Напоследок стоит сказать, что согласно указу президента авиалайнеры выделяются только с письменного разрешения президента для перевозки лиц, которые занимают государственные должности РФ, отдельные должности федеральной госслужбы, и прочих особ.